Русская литература в социальном измерении: компьютерная платформа СОЦИОЛИТ
Литература, как письменная форма искусства слова, задает не только общий горизонт массового общественного сознания, но и накладывает отпечаток на его внутреннюю дифференциацию и стратификацию. В этом отношении поле литературы оказывается одновременно как базовым ресурсом создания общезначимого канона, культурной традиции, воспроизводящихся ценностных парадигм, так и пространством эстетической и идейной трансгрессии, эксперимента, рефлексии относительно перспектив, выходящих за пределы наличного опыта. Хорошо известный феномен «литературоцентризма» русской культуры наделяет эти социальные роли особым значением.
Стратегической целью проекта является междисциплинарное описание практик и механизмов взаимовлияния литературы и социума. С одной стороны, проект изучает, каким образом литература через различные институты и практики оказывает формативное воздействие на общество, накладывая отпечаток на его идейные, ценностные, поведенческие и т.д. ориентиры. С другой стороны, проект исследует, каким образом в литературе отражаются политические, социальные и культурные процессы, протекающие в социуме. Таким образом, предметом проекта становятся практики и механизмы производства и потребления литературы социумом;
Основным исследовательским вопросом мегапроекта является изменение характера этого «литературоцентризма», ставшего общим местом в разговоре о русской культуре. Впервые это понятие появилось в рамках работ московско-тартуской школы и было обращено к культурной ситуации XIX века. Парадокс, следовательно, состоит в том, что признак литературоцентричности был приписан обществу, в котором уровень грамотности к концу этого века не превышал 10%. В этой перспективе советский проект может быть описан как социальное масштабирование этого литературоцентризма на все население страны.
В центре нашего внимания будет находиться инфраструктура этого масштабирования, социокультурная специфика социума, осуществившего переход от элитарной культуры производства и потребления литературы (XVIII — XIX века) к массовому обществу и массовым практикам взаимодействия с литературой. Множественность измерений и плоскостей этого взаимодействия между обществом и литературой можно свести к трем уровням:
1. Структурные рамки, задающие принципы этого взаимодействия (традиция, канон, принципы образовательной политики, литературная критика, жанровые иерархии, система поддержки и продвижения — премии, гонорары, тиражи)
2. Каналы и медиальные средства, обеспечивающие это взаимодействие (средняя и высшая школа, музей, библиотека, архив, академический институт, журнал, книжные магазины, креативные индустрии, система популяризации знаний; театр, кино, музыка, интернет)
3. Сообщества и площадки, возникающие в процессе этого взаимодействия (национальное сообщество, субкультуры, группы по интересам; кухни, курилки, клубы, салоны, кружки).
Итоговым продуктом станет цифровая модель дискурсивных и институциональных практик производства и потребления литературы, основывающаяся на базе данных литературных текстов, литературных институтов, социальных опросов. Техническим компонентом итогового продукта станет нейронная языковая модель, обученная на корпусах оцифрованных литературных текстов.

Управление
Кейсы, реализуемые в рамках Большого проекта
Культурная революция и производства советского субъекта, 1920-1930 гг.
От школьной скамьи до лагерных нар: русский литературный канон в массовом сознании XX века (диктанты, словари, воспоминания узников ГУЛАГа)
Национальный корпус русского романа
Архив советского литературного андеграунда
Сравнительный анализ школьных стандартов и программ разных стран с точки зрения места литературы в них, а также с точки зрения содержания литературы как дисциплины
Книга и жизнь: модусы потребления и восприятия литературных жанров и нарративов у российской молодежи
Литературные образы и репертуары воображения: как литература формирует мастер-нарративы, с помощью которых люди осмысливают свои жизни
Социальные проекции литературного творчества и творческого письма: история и современность
Наследие: архивы, музеи – каналы трансляции литературы
Интермедиальные ретрансляторы литературы: театр, кино, музыка/Литература сквозь оптику театра
Институты и сети в советской литературе
Визуальный комментарий к художественной литературе советского времени
Новости
Предстоящие мероприятия
Прошедшие мероприятия
1. Современные цифровые платформы по исследованию литературных текстов (14.04.2023)
2. Цифровые исследования рукописных источников: русское литературное наследие 19-20 вв. (14.04.2023)
3. Цифровой комментарий как учебный материал нового типа (14.04.2023)
4. Постсоветские школьные программы по литературе: границы свободы в трактовке произведений (25.05.2023)
5. Круглый стол Больших проектов (31.05.2023)
7. Геопоэтика театров 1950-1960-х годов (Москва, Ленинград) в мемуарах, эго-документах зрителей (08.06.2023)
8. Кейс московских концептуалистов в культурсоциологической перспективе: сообщество, творчество, effervescence (28.06.2023)
9. Результаты корпусных исследований русского романа: структура заглавий, динамика имен исторических персонажей, случайные метры (06.10.2023)
