Дальневосточный фронтир: социолингвистическая экспедиция в Приморский край
В сентябре 2024 года студенты и преподаватели магистерской программы «Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия», а также стажёры-исследователи Лаборатории комплексных междисциплинарных проектов совместно с Дальневосточным федеральным университетом провели исследование этноязыковой и лингвокультурной идентичности жителей Приморского края. Данная экспедиция является продолжением исследования 2019 года. В этот раз центральным исследовательским вопросом являлись факторы формирования идентичности в условиях фронтира, что определило как основные населённые пункты, в которых проходила работа, так и темы, раскрываемые в ходе интервью.
Экспедиция была нацелена на выявление установок и мотивов поведения разных этнокультурных групп населения фронтирных территорий в отношении представителей других культур, носителей других языков, межкультурной коммуникации поверх барьеров дискурсивных сообществ. Важной составляющей явился аспект сохранения и поддержания этнических языков и языковой политики как на уровне региона, так и в семейной языковой политике.
Первые дни экспедиции проходили в сердце Приморского края - городе Владивосток. Экспедиционная команда познакомилась с особенностями и историей города во время обзорной экскурсии, а после приступила к работе. Особое внимание было уделено спонтанным интервью в самых разных и неожиданных местах: рынках, церквях, кирхах, мечетях и университете. Также студенты и преподаватели побеседовали с экспертами культурной сферы и в Правительстве края. Так, исследователи рассмотрели языковую и этническую представленность, конфессиональное многообразие, туризм, миграционные процессы и административное устройство. Отдельный интерес представлял собой вопрос образования детей-инофонов: как проходит процесс их адаптации и интеграции в школьную жизнь, какие проблемы возникают в ходе освоения учебной программы? В ходе экспедиции коллектив разделился на группы для изучения других населенных пунктов Приморского края: Уссурийска, Большого Камня и Славянки.
Миграции и практики
Владивосток, как столица Приморского края, выступает в роли центра притяжения для людей со всего Дальневосточного федерального округа России. Город обладает множеством преимуществ для миграции жителей Дальнего Востока. Одним из самых популярных путей миграции является образовательная стратегия. Дальневосточный федеральный университет как флагманский вуз на Дальнем Востоке даёт студентам возможность раскрыть свой карьерный потенциал по множеству профессиональных траекторий. В ходе экспедиции удалось пообщаться со студентами, и каждый из них делился своими мотивациями для поступления в ДВФУ и переезда во Владивосток. Очень часто студенты из России рассказывали о высоком престиже вуза и географической близости к их родному городу. Также встречались и иностранные студенты - мы побеседовали со студентами из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Многие из них делились тем, что поводом для переезда стал их интерес к русской культуре, а часть из них имела родственников из России.
Собранный материал позволяет раскрыть потенциал будущих исследований - прежде всего, посвящённых транслокальным и трансграничным практикам. Важно отметить, что в случае Приморского края транслокальность не является привычным для нас проявлением повседневности. Очень часто транслокальные практики пересекаются с жизнью российских корейцев, что на самом деле является поддержанием традиционных практик местных этнических групп. Часто такие практики встречаются в вещах, связанных с повседневностью и досуга жителей Владивостока и Уссурийска: корейские и китайские кафе, азиатские магазины, рынки с специализированной продукцией. Владивосток становится своеобразной площадкой для коммуникации народов, каждый из которых привносит свои традиционные культурные символы и практики. Группы стремятся сохранить свои идентичности, одновременно адаптируясь к доминирующей русской культуре. Среди многих этнических групп особенно выделяются приморские корейцы, как представители коренного народа с долгой историей переселений.
Кроме того, Приморский край характеризуется также и высоким уровнем трудовой миграции, как внутренней (из других регионов России), так и внешней, преимущественно из стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Актуальность изучения миграционных процессов обусловлена, в первую очередь, необходимостью нормализации межэтнических отношений внутри “дальневосточного сообщества”.
Управление многообразием
Приморский край является поликультурным фронтирным регионом с высоким присутствием так называемых “некоренных” жителей. В настоящее время в Приморье сосуществуют сообщества российских корейцев (кстати, отдельный интерес представляют собой вопросы их самоидентификации и внутренней категоризации), якутов, башкир, татар, узбеков, эстонцев, немцев, вьетнамцев, китайцев, а также сообщества коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: нанайцев, удэгейцев, орочей. Чтобы понять, как устроен процесс управления этноязыковым и социокультурным разнообразием, мы поговорили с экспертами в области образования, внутренней политики, представителями ассоциаций, союзов и национально-культурных автономий не только во Владивостоке, но и в других населённых пунктах Приморского края.
Большой Камень
Согласно переписи населения 2020-2021 года, в Большом Камне проживают 19 эстонцев. «Эстонский район» Южная Лифляндия, он же Новый Мир, до сих пор воспринимается жителями города и самого района достаточно отделенно, вплоть до возникновения полумифических представлений: один из коренных жителей города сказал нам, что в Новом Мире «архитектура немного отличается» от других районов, хотя эстонцы перестали селиться хуторами начиная с самого возникновения колхоза «Новый Мир». Другая респондентка ответила нам, что «эстонцев уже нет». В самом городе эстонское наследие обнаруживается только в связке с другими историческими нарративами: эстонские фамилии на памятнике Великой Отечественнной Войны, стенд с биографиями ветеранов в краеведческом отделе библиотеки.
В Новом Мире ситуация иная. Историческое наследие проявляется более специфично: во-первых, в виде стеллы с эстонцами-основателями колхоза (эстонского языка при этом в языковом ландшафте, однако, нет), а во-вторых, в виде улицы Ганслеп. У эстонцев нет национальных общественных организаций, и эту роль, в некотором роде, берет на себя Народный музей. Его деятельность также коммеморативна: музей сохраняет и поддерживает зал, посвященный быту эстонцев, проводит уроки и экскурсии для школьников, однако не организует никаких мероприятий непосредственно для самого оставшегося эстонского сообщества, которые бы поддерживали культурные практики.
Уссурийск
Утренней электричкой из Владивостока часть группы отправилась в Уссурийск, где мы задержались на несколько дней. Уссурийск является одним из центров сосредоточения сообщества приморских корейцев, а также местом притяжения китайских туристов. За тот недолгий срок, что мы были в Уссурийске, мы пообщались с представителями администрации города, которые рассказали нам о целях и задачах образовательной политики в городе, связях с молодёжными организациями и различных проектах. Кроме того, мы посетили школы, где преподаются китайский и корейский языки, Корейский культурный центр, протестантские церкви.
Центральной темой бесед с информантами была идентичность и ее взаимосвязь с языком и культурой. Выявилась следующая тенденция: корейцы Приморья склонны считать язык важной частью своей корейской идентичности, а своё незнание языка рассматривать как значительное упущение. Интересно отметить, что дискурсы, акцентирующие важность языка для идентификации, могут не всегда соответствовать реальной социальной практике и взаимодействию. Были случаи, когда информанты говорили, что язык важен для идентификации и без него невозможно причислить себя к этой категории, однако при этом своих друзей, которые не владеют корейским языком, но были рождены от корейцев, они считают корейцами. Это обращает внимание исследователя на значение фактора языка в дискурсе и практике “корейскости”.
Отдельной точкой интереса для нас стал знаменитый в Уссурийске “Китайский рынок”. Он является центром торговли и услуг для китайского население, а также местом притяжения китайских туристов, о чём говорит большое количество вывесок на китайском языке, а русский язык местами используется лишь “для галочки”.
Славянка
Ближе к концу экспедиции часть нашей команды посетила центр Хасанского муниципального округа – посёлок городского типа Славянка. Главной целью этого выезда был Окружной муниципальный форум субъектов Дальневосточного федерального округа «Малая Родина – Сила России», который собрал делегации из множества разных муниципалитетов Приморского края и других регионов Дальневосточного федерального округа. В рамках работы форума, нашей группе удалось посетить пленарное заседание, на котором гости выступили с докладами о своей работе, а также мы приняли участие в проектно-аналитических сессиях, на которых сотрудники муниципальных администраций со всего ДФО такие актуальные темы, как реформа местного самоуправления и развитие территориального общественного самоуправления. Эти вопросы сейчас являются важными как для местных жителей, потому что муниципальное устройство в Приморье всё ещё находится в стадии реформирования,так и для нашего исследования, потому что новые данные позволяют проводить сравнение с аналогичными процессами в других регионах России.
Однако за тот недолгий срок, что мы были в Славянке (меньше одного дня), нам удалось собрать информацию о перспективах развития Хасанского муниципального округа. Если до 90-х годов на территории современного округа развивалась преимущественно инфраструктура, связанная с торговым сообщением с КНДР, то сейчас активно поддерживаются экономические отношения и с КНР. Одновременно с этим правительство Приморского края работает над развитием туристического потенциала Хасанского округа: строятся туристические базы и ремонтируется автомобильная дорога до Славянки.
Вместо заключения
В целом, за короткий срок команде удалось собрать достаточно данных и найти исследовательские точки роста для будущих экспедиций. Работа экспедиционного коллектива продемонстрировала необходимость переосмысления понятия “коренной”: к каким сообществам применителен этот атрибут, является ли он коллективным и что определяет степень “коренного”.
Экспедиционная команда выражает благодарность программе исследовательских экспедиций НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» за финансовую поддержку, и благодарит жителей Приморского края, сотрудников и студентов Дальневосточного федерального университета, а также представителей организаций, согласившихся побеседовать с нами, за возможность посмотреть на регион с разных сторон.
-
9 дней исследовательской работы
-
12 участников
-
4 населённых пункта
-
60 часов записи
Айтжанов Санжар
Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов: Стажер-исследователь
Андрианов Виталий Ростиславович
Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов: Стажер-исследователь
Артамонов Александр Александрович
Школа филологических наук: Ассистент
Бергельсон Мира Борисовна
Школа филологических наук: Профессор
Кащеева Александра Романовна
Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов: Стажер-исследователь
Колмаков Сергей Дмитриевич
Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов: Стажер-исследователь
Русанов Максим Александрович
Синицин Дмитрий Михайлович
Шачин Денис Андреевич
Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов: Стажер-исследователь