Большие проекты

Междисциплинарные научные исследования

Устойчивость российских компаний в условиях структурного кризиса: аналитические методики и эффекты

29 февраля 2024 года в рамках Объединенного научного семинара стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» прошел Круглый стол  «Устойчивость российских компаний в условиях структурного кризиса: аналитические методики и эффекты».

На мероприятии участники Большого проекта «Речевые практики российского общества» В.А. Шульгинов и М.Б. Бергельсон выступили с докладом на тему «Бизнес-риски и коммуникация: принципы извлечения поведенческих характеристик из текстовых данных».

Речь шла о методиках анализа текстов, которые позволяют выявить социальные и культурные смыслы, стоящие за теми или иными словоупотреблениями. В частности, для целей анализа финансовой устойчивости российских компаний было необходимо оценить тексты топ-менеджеров на предмет такого качества, ка «сверхуверенность». Анализ данных опирается на 1) какие данные подвергаются анализу и 2) на что обращено внимание модели.

В качестве источника могут выступать аудио/видео/текстовые данные, в которых говорящий выражает свою позицию или точку зрения (stance taking) на определенную тему или вопрос. Предпочтительные жанры для анализа: интервью, открытые письма, результаты опросов и анкетирования, записи в блогах, комментарии.

Модель осуществляет автоматическую кластеризацию текстов и выявление абзацев с заданной тематикой. В рамках текущей задачи модель обучена на извлечение экономических прогнозов для выявления позиционировния говорящего по отношению к перспективам развития компании. В обучающий датасет заложены фреймы: «факторы успеха/неуспех», «конкуренция», «данные о компании», «кадры», «кризис», «устойчивое  развитие».

Докладчики подчеркнули, что модель может быть обучена на выявление других смыслов, важных для прогнозирования управленческих, социальных или социокультурных процессов. Например, прогноз текучести кадров в зависимости от степени совпадения ценностей респондента и организации или на прогноз карьерного роста в академической среде, или – на степень креативности респондента в зависимости от степени клишировнности  дискурса в мотивационных письмах и эссе.

Ссылка на мероприятие: https://stratpro.hse.ru/social-policy/announcements/897994573.html