Большие проекты

Междисциплинарные научные исследования

Заключительный семинар Большого проекта "Речевые практики росссийского общества: динамика и многообразие"

17 ноября состоялся семинар Больших проектов, где Андриан Влахов, один из руководителей кейсов, выступил с докладом  «Динамика языковой ситуации на фронтирных территориях в условиях языкового сдвига», где рассказал об исследовании, которым команда проекта занимается в настоящее время.

Среди основных задач исследователи выделяют изучение идентичностей в полиэтнических регионах России, процессы их изменения, а также факторы, которые на это влияют. Особенностью кейса является то, что значительную часть исследования составляют выездные экспедиции, где участники собирают материалы для дальнейшего изучения. Так, летом нынешнего года команда исследователей провела экспедицию в северных районах республики Коми и в Ненецком автономном округе, а осенью в республики Карелия. В результате было выявлено, что изменение идентичности происходит очень быстро под влиянием актуальных событий и глобального контекста. Кроме того, большую роль в ее формировании играет государственная языковая и этническая политика. При этом, как отмечают исследователи, не стоит недооценивать локальные этноязыковые процессы, которые могут привести к исчезновение одной личности и появлению других.
В дальнейшем планируется развитие данного проекта и охват большего количества территорий, где у каждого участника кейса будет определенная зона исследования.

Наряду с данным докладом, также были представлены результаты работы другого кейса “Англицизмы в российских медиа” под руководством Дениса Зубалова. В своей работе исследователи провели анализ Youtube видеороликов известных русскоговорящих блогеров с целью выявить частоту и особенности использования англицизмов. Среди наиболее важных результатов спикеры отметили тот факт, что культурные заимствования связаны с определенной тематикой видеороликов и отвечают потребностям задаваемого контента. Кроме того, “основные заимствования” могут являться актом построения социальной идентичности. Также исследователи выявили, что использование блогерами англицизмов может быть связано с определенными ожиданиями целевой аудитории. Помимо этого, участники рассказали о ходе своих индивидуальных исследований, связанных с изучением англицизмов в рекламе, социо-политическом и развлекательном контенте. 

В предстоящем году участники кейса планируют провести анкетирование для того, чтобы выявить, как россияне относятся к использованию англицизмов в повседневной жизни, а также написать статью с использованием данных корпуса и анкет.